2014-05-10

9-е мая и Георгиевская ленточка...

Один из знакомых аборигенов вчера спросил "а что ты Георгиевскую ленточку не носишь?" Я отшутился "чтобы не подумали, что у вас вдруг появились пророссийские сепаратисты". Думал, он посмеется. А он вдруг как-то задумался и напрягся. Дальше разговор с ним не клеился и мы распрощались. Возможно, надолго. Особенно если он посмотрит в Ютубе всякие ролики о "демонстрациях десятков тысяч русских во всей Европе".
Но вообще-то я не носил, не ношу и не буду носить Георгиевскую ленту по совсем другим причинам.
Я не воевал во Второй Мировой. Я не горел в танке, не отбивал атаки и не ходил в них. Я не брал штурмом укрепленные огневые точки и не выходил из окружения. Я не был в котле под Сталинградом. Там был мой ныне покойный дед. И он имел полное право и на эту ленту, и на все другие награды, которые он так не любил надевать. Я такого права не имею. Не заслужил. И надеюсь, что не заслужу.
Мой дед, воевавший в той войне, победу в которой год от года празднуют все активнее, терпеть не мог девятое мая. Когда его поздравляли, он вежливо улыбался и благодарил, но когда поздравления заканчивались, отворачивался и старался куда-то уйти. Когда он был моложе, он в этот день тихо напивался. Когда здоровье перестало позволять, то тихо сидел в кресле, избегая телевизора, читал книгу или просто смотрел в стену. Это был единственный день в году, когда у него на глазах можно было увидеть слезы. Ему - моему деду, на 22-е июня 1941-го года уже бывшему ветерану Финской компании, воевавшему под Сталинградом, неоднократно ходившему за линию фронта и работавшему по противнику в его глубоком тылу... - всего не перечислить, да я всего и не знаю - этот "праздник" был самым гадким днем в году. Да и у других, настоящий ветеранов (ряженые появились не вчера) я праздничного настроя что-то не замечал. Пожалуй, мой дед имел оснований для мнения куда более меня или тех, кто придумал в 1965-м году сделать из даты 9-е мая праздник. Кстати в советское время военные парады 9-го мая устраивали только на круглые даты... Праздновать этот день, да еще напялив незаслуженную награду? Нет, увольте.
Сама Георгиевская лента появилась в качестве награды задолго до IIМВ. Случилось это аж во второй половине ХVIII века. Как аналог награды (своего рода - отметка, что человек награжден орденом Святого Георгия) ее использовали при обороне Севастополя (середина XIX века). Во время Первой Мировой ее использовали как самостоятельную награду - дали как знак отличия за мобилизацию. После вооруженного переворота 17-го года (до принятия конституции СССР никакой "Октябрьской революции" не существовало) большевики все предыдущие награды отменили. Георгиевской лентой награждались белогвардейцы. А большевики назвали оную ленту "гвардейской" и использовали для медали "За победу над Германией". Заметьте, не "над фашизмом" или "государствами ОСИ", а Германией... Ну и лента, разумеется попала на наградную колодку...
В 2005-м году какие-то дефективные менеджеры от власти придумали такой PR ход, чтобы создать этакое "единение". И вот ведь, придумали взять для этого наградной символ и раздавать его всем желающим. Для полного комплекта можно было бы пустить медали умерших ветеранов на мормышки и сделать акцию "рыбаки едины с ветеранами ВМФ" или что-то в этом духе.
Размышляя о PR менеджерах от власти, я могу только удивляться. Почему именно 9-е мая? Будто за период СССР больше ничего хорошего не было. Взяли бы упор на другое достижение. Ту же космонавтику. 12-е апреля - замечательная дата. Есть конкретный герой и есть бесспорный факт, есть достижение. Даже если это было просто тупой победой в гонке с США. Но все-таки победой. И эта победа, пусть символически, но стала первым шагом человечества в космос. А это куда больше, чем победа над другим государством...
А если кому-то так хочется ленточек, до 12-го апреля можно раздавать черные ленточки в мелкий белый горошек :) - очень похоже на кусочки звездного неба.

Комментариев нет:

Отправить комментарий